Путешествие в Грязь…
«На краю земли»
Так называлась ретро-выставка фотохудожника Юрия Коровина, которая проходит в феврале-марте 2016 года в деревне Грязь (Московская область). 21 февраля 2016 года пресс-группа «КИНО пресс-клуба»: журналист Валерий Сенкевич, фотограф Юрий Миронов и я — Людмила Деревянко, недавно ступившая на стезю фотографа-репортера, пробующая себя в качестве журналиста, побывала на открытии выставки. Нас ждал приятный сюрприз. Оказалось, что руководство гостевого дома «Ветла», где мы все собрались, совместно с другими гостями из Звенигородского историко-архивного и художественного музея, проводили на этой площадке еще одну выставку под названием «С высоты Николиной горы». Она посвящена творчеству живописца, графика, плакатиста, мастера станкового портрета, Народного художника СССР Николая Жукова. Но расскажу обо всем по порядку. Начнём с выставки работ фотографа Юрия Коровина, который пригасил нас в Грязь.
Фотографией Юрий увлекался с раннего детства и за свою чуть более чем полувековую творческую деятельность собрал весьма обширную и разнообразную коллекцию работ. Его выставка охватывает период начала 70-х годов прошлого века и рассказывает о том времени, когда он работал на Севере и несколько лет прожил в далеком поселке Амдерма. Большинство предоставленных им фотографий были сделаны именно там. А также оригинальные жанровые фотографии, созданные в Архангельске, на Соловецких островах, в Заполярье. На всех фотографиях очень ярко, несмотря на их черно-белый формат, показаны быт, повседневная жизнь людей и красоты этого далекого края. Несколько работ мне особенно запомнились.
Первая их них «Конец полярной ночи». Она была сделана в первые дни после появления долгожданного солнца. Несмотря на чистое небо, дающее жизнь светило висит низко над горизонтом, и все как будто в сумерках, на заднем плане серые дома, занесенные снегом, а на переднем на улице в мороз –30 ºС, стоит ребенок в пальто, валенках, теплой шапке и закутанный шарфом так, что видны лишь глаза. Казалось бы, обычный, ничем не примечательный сюжет, но меня эта фотография заворожила.
Другая фотография вызвала у меня улыбку. Называется она «Горностай». На фото изображен зверек, выглядывающий из норы. Работа настолько живая, что, кажется будто бы сейчас зверь, с которым мы столкнулись «нос к носу», опомнится от неожиданности и со всех лап пустится наутёк…
Еще одна удача автора — «Детские забавы» — привлекла моё внимание необычным построением кадра. На ней изображены дети, катающие бочку по морскому побережью. Меня заинтересовала композиция картины, которую увидел автор: дети идут по наклонному берегу, друг за дружкой, как по нисходящей лесенке, а с другой стороны, тоже, будто бы по наклонной, к ним подбираются волны, и вот, эти два направленных луча как бы пересекаются между собой в том месте, на котором находится бочка. Такая вот неожиданная геометрия в природе.
Еще одна из понравившихся фотографий — «День оленевода. Строительство чума». На первом плане слева в нижней части кадра, изображены крупным планом несколько оленей, на втором — люди, занятые строительством чума, а на заднем плане бескрайние просторы. Работа понравилась своей насыщенной композицией. В то же время, нет ощущения избыточности, чего-то лишнего, все в кадре расположено гармонично, как говорится, на «своём месте».
Запомнился и такой сюжет, на фотографии датированной 21-м января 1973 года, называется «День памяти», изображены трое детей с нагрудными лентами поверх пальтишек и с флагом СССР. Даже в сильный мороз они стоят в почетном карауле у памятника В.И. Ленину. Эта фотография не только отражает жизнь людей того времени, но и стала уже частью нашей истории, сохранив в себе память о событиях, уже ушедших в прошлое и многими позабытых, а некоторым и неизвестных вовсе.
Я рассказала лишь о нескольких работах Юрия Коровина, представленных в рамках этой небольшой по размеру, но очень интересной фотовыставки, посетив которую приобретаешь ощущение, будто бы сам побывал на далеком севере, настолько все фотографии живые и интересные.
Хотим поблагодарить Юрия Измайловича Коровина за приглашение и пожелать ему творческих успехов и крепкого здоровья, чтобы он еще долго радовал нас своим творчеством, отличающимся неповторимым авторским стилем и необыкновенной натуральностью.
«С высоты Николиной горы»
А теперь о выставке работ художника Николая Жукова. Он родился в 1908 году в Москве. Его детские и юношеские годы прошли на Елецкой земле. Начальное художественное образование получил в Нижегородском художественно-промышленном техникуме. В 1928 году поступил в Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова, которое закончил в1930 году. Начало его творческой деятельности относят к 1932 году. В этот период времени он работал над книжными иллюстрациями («Воспоминания о Марксе и Энгельсе» и др.), рисовал плакаты. Позже были серии тематических рисунков «В. И. Ленин» (1940) и «О детях» (1943—1968).
В годы Великой Отечественной войны Жуков служил солдатом в артиллерии, потом работал в редакции армейской газеты на Калининском фронте и одновременно военным корреспондентом «Правды». Он стал создателем таких знаменитых фронтовых плакатов как: «Отстоим Москву!» (в соавторстве с В. С. Климашиным), «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…». На страницах газеты «Правда» были опубликованы его рисунки: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Автобат на привале», «Вперёд!», «Героическая смерть Лизы Чайкиной» и другие. С лета 1943 года по 1973 год Жуков был художественным руководителем Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В 1943 году Жукову была присуждена Государственная премия СССР.
После войны газета «Правда» направила Жукова своим корреспондентом на Нюрнбергский процесс, где он сделал более 400 рисунков и познакомился с писателем Б. Н. Полевым, а потом иллюстрировал его книгу «Повесть о настоящем человеке».
«С высоты Николиной горы» это вторая выставка работ Николая Николаевича в гостевом доме «Ветла», сформированная и предоставленная Звенигородскому ИАиХ музею его младшей дочерью А. Н. Полянской. В год празднования 70-летия Великой Победы здесь уже были показаны фронтовые рисунки Жукова, объединенные в выставку «Память сильнее времени».
Нынешняя выставка была посвящена послевоенному времени в творчестве художника. Большинство представленных на ней работ созданы на расположенной недалеко от гостевого дома на Николиной горе, где у Николая Николаевича находилась дача и где он жил со своей семьей.
Мотивы его работ просты и понятны, они завораживают красотой и безупречным реалистическим качеством исполнения. На картинах, представленных на выставке, изображена жизнь на даче, на Николиной горе: всевозможные зарисовки и портреты жены и детей, друзей и знакомых, соседей по даче, ребят из соседних деревень, есть и портрет маленького Никиты Михалкова, ныне знаменитого кинорежиссера.
Отдельная серия картин посвящена цветам. Работы «цветочной» серии вообще можно считать уникальными, потому как обычно сразу после написания они раздаривались автором и становились украшением частных коллекций, а некоторые и вовсе сохранились только в виде фотокопий.
Вот так вот, нам повезло оказаться в нужном месте в нужное время и получить огромное удовольствие от просмотра работ сразу двух признанных мастеров своего дела, пообщаться с интересными людьми, с которыми мы познакомились на выставке, в уютном культурном пространстве гостевого дома «Ветла».
Автор: Людмила Деревянко (текст и фото)